Новоуральск: Встреча с представителями Новоуральского отделения Ассоциации бывших несовершеннолетних узников гетто и нацистских концлагерей

23 октября исполняется 20 лет Свердловской областной ассоциации бывших несовершеннолетних узников гетто и нацистских концлагерей. К этой дате Новоуральские молодогвардейцы провели встречу с представителями Новоуральского отделения Ассоциации: Пехотиным Григорием Якимовичем и Соловьевым Михаилом Артемьевичем, где они рассказали о своей тяжелой судьбе. В нашем городе на сегодняшний день проживает 25 человек, которым пришлось в детстве пройти суровую школу жизни в фашистских застенках.
"Когда началась Вторая Мировая война, мне было всего три года" - вспоминает Михаил Артемьевич. В лагерь попал сразу вместе с матерью, когда пришли немцы. Из еды была гнилая картошка, хлеб с опилками и непонятный суп. Однажды мама дала мне кусочек хлеба, немецкий надзиратель увидел и избил. Одним словом, кормили плохо, а били хорошо. В 44 году нас освободили. Все радовались, но только мне одному было не до веселья... До 50 года ждал отца, но так и не дождался – отец погиб на фронте. После войны жили плохо, но когда появились колхозы, жить стало легче. Спустя несколько лет начал обучаться в школе и параллельно приходилось работать. Вскоре попал в армию. По дальнейшему распределению оказался в Новоуральске, где и живу по сей день и возглавляю секцию узников в городе. Нам часто приходится сталкиваться с разными проблемами, но каждый раз находятся люди, которым мы благодарны за их доброе, чуткое отношение к нам и поддержку. Особую благодарность хочу выразить Кузнецову Александру Алексеевичу за его неравнодушие".
Григорий Якимович родился 15 мая 1930 года. Когда началась война, ему было 11 лет. "Через неделю с начала войны я впервые увидел немецких солдат. Первый год войны жили спокойно и работали. Но из-за действий наших партизан, немцы решили поджечь все наши деревни. Выгоняли скот из загонов, а туда загоняли людей старше 17 лет, обливали бензином и поджигали вместе с людьми. А те, кто были младше, гнали скот. Я прошел через три лагеря. Первым лагерем, в который я попал, был Освенцим. Он находился в Польше. Первым делом нас остригли и выкололи номера. Мой номер был - 188782. Затем выдали кандалы и робу. Каждую неделю брали кровь для своих раненых. Но когда освободительные войска начали подходить к Польше, нас сразу отправили во второй лагерь - Маутхаузен, который находился в Австрии. Там мы попали на кухню. В этом лагере жить было легче. Через некоторое время нас хотели отправить в третий лагерь, но перед этим решили избавиться от "малышей". Измеряли рост, вес, физическую подготовку и на спинах ставили кресты. Если красный крест, то переходил в третий лагерь, а если черный, то отправляли в крематорий. У меня был чёрный, но старший поляк-смотритель спрятал меня. Только так я и сумел спастись...Затем я попал в третий лагерь - Бухенвальд (Германия). Там с утра до вечера мы работали и таскали камни. Однажды утром мы вышли на улицу, где никого не оказалось. Вдалеке послышались странные голоса, это были освободители - американцы. По их предложению, все желающие могли уехать в Америку, но я отказался. По возвращению на Родину, меня отправили на службу в Калининград, откуда я впоследствии и попал в Новоуральск. Очень жаль, что государство отказывается причислять несовершеннолетних узников к ветеранам, ведь мы, как и все, пострадали от рук фашистов".
Писать об узниках фашистских лагерей тяжело. Тяжело морально. И, тем не менее, писать надо, потому что люди, прошедшие через кровавые годы войны достойны большого уважения и внимания. Хочется пожелать всем доброго здоровья, жизненного оптимизма и мирного неба над головой!