Карта сайта
15 апреля 2019, 12:37

Реализация экологической реформы – это борьба за повышение качества жизни граждан

Фото: Борис Ярков
Фото: Борис Ярков
Публикуем статью из свежего номера газеты «Опорный край»

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поручил правительству области рассмотреть возможность снижения платы жителей за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а перед органами местного самоуправления и региональными операторами поставил задачу ускорить работу по увеличению в населённых пунктах числа специальных площадок и оснащению их современными контейнерами для сбора отходов.

Депутаты «Единой России» в Законодательном Собрании Владимир Терешков и Альберт Абзалов обсудили реализацию новой экологической реформы на примере Красноуфимского избирательного округа – с участием глав муниципалитетов, министра энергетики и ЖКХ Николая Смирнова и представителя регионального оператора. Проблемы оказались типичными для всех сельских территорий.

По итогам Владимир Андреевич Терешков, председатель комитета по бюджету, финансам и налогам рассказал о новом порядке утилизации твердых бытовых отходов, получившем в народе название «мусорная реформа», и важных аспектах ее реализации:

- Согласно федеральному законодательству, а также поручению Президента Российской Федерации, в стране начинается реализация очень серьезной реформы, касающейся переработки твердых коммунальных отходов. Эта тема - очень острая и для Свердловской области.

За последние годы кардинально изменился состав бытового мусора. Если раньше это были в основном бумага и пищевые отходы, которые перегнивали за пять лет, то сегодня – пластик, полиэтилен, цветной металл и т.д. Они разлагаются сотни лет, выделяя вредные вещества в воздух, землю и воду.

Резко выросло и количество несанкционированных свалок. Отходы попадают в грунтовые, поверхностные воды, загрязнения уходят в водоемы, из которых мы берем воду для питья. Это создает очень серьезную угрозу здоровью населения. Летом свалки начинают гореть. Угарный газ, дым распространяются на жилье.

Накопились миллионы тонн отходов, которые можно было бы отправить на вторичную переработку. В Европе очень развита система раздельного сбора мусора. Уже десятки лет граждан приучают к тому что алюминиевую банку нужно складывать в отдельный контейнер, стекло - в отдельный, бумагу - в отдельный, пластик - в отдельный, органические отходы (пищевые) тоже в отдельный. Это помогает упростить систему не только сбора, но и сортировки мусора. И сразу переходить к глубокой переработке отходов.

Реализовывать «мусорную», а правильнее - экологическую реформу надо уже сегодня, сейчас. Полигоны переполнены, временного ресурса нет.

Найти «болевые точки»

Сегодня мы готовы начать заниматься не только сбором и вывозом мусора, но и переработкой, получением возвратного продукта. Это очень серьезная экономическая и экологическая задача.

В Свердловской области приняты соответствующие нормативно-правовые документы, весь регион разделен на зоны, где появились региональные операторы. Они, в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области, осуществляют сбор и сортировку, в том числе уплотнение, отходов. Их глубокую переработку будут осуществлять на специальных заводах в разных точках Свердловской области.

Например, в Красноуфимском избирательном округе, где семь муниципалитетов и 252 населенных пункта, раскиданных в 40-50-60 км друг от друга, возникает типичная для подобных территорий проблема: большие расстояния. Не должно быть «мертвых зон», где бы новая система не работала.

Например, в Красноуфимске уже детально разработан проект будущего сортировочного центра с последующим строительством завода, муниципальная власть провела множество встреч с населением. Но появилась некая инициативная «группа общественников», которая, исходя из собственных интересов, стала будоражить и дезинформировать жителей, нагнетать и без того напряженную обстановку. Они оперируют пугающими выводами псевдоэкологов об опасности размещения на территории Красноуфимска полигона, сортировочного завода, перерабатывающего предприятия и т.п.

Поэтому мы рекомендовали региональному оператору создать мобильную группу с участием профессиональных экологов, представителей минэнергетики и ЖКХ и муниципалитета, чтобы они выезжали на территории и досконально, с документами на руках, разъясняли населению все спорные моменты. Чтобы люди получали достоверную информацию из первых уст.

Или возьмем Шалинский городской округ – очень отдаленный от региональных логистических потоков. Собранные там отходы тоже нужно будет отсортировать и куда-то отвезти для переработки. Куда? От Шали до Первоуральска – почти 100 км. Дорогое получится удовольствие. Но проблему надо оперативно решать.

Что уже сделано?

Техника закуплена практически везде. Есть еще отдельные вопросы, но региональный оператор пообещал, что в ближайшее время - до мая - они будут решены. Не хватает на сегодняшний день контейнеров. Острая тема - содержание полигонов, на которых традиционно осуществлялось складирование мусора в муниципальных образованиях. Потому что уже сейчас надзорные органы начинают выдавать предостережения главам муниципальных образований, требуя немедленно ликвидировать свалки и вывозить твердые коммунальные отходы по новой схеме.

Это серьезные затраты. Для перехода на новый порядок нужно время. Например, поселку городского типа Арти на решение этой проблемы нужно свыше 300 млн. рублей. Понятно, что таких денег областной бюджет не выделит. А собственные доходы муниципалитета не позволяют это сделать.

Мы предложили областному министерству энергетики и ЖКХ провести встречи с надзорными, природоохранными организациями и объяснить, что введение новой схемы обращения с твердыми коммунальными отходами требует времени и перенастройки системы.

Также будет разработана подпрограмма, в которой с разбивкой по годам будет расписано, на какой территории, в какие сроки должна быть реализована экологическая реформа в Свердловской области. Это поможет защитить муниципалитеты от штрафных санкций и более четко выстроить работу.

Также от имени правительства области и депутатского корпуса мы подготовим совместное обращение в Министерство природных ресурсов Российской Федерации с предложением градуировать нормативную базу в зависимости от типа населенного пункта: город-село, так как объемы твердых коммунальных отходов в городе и на селе серьезно разнятся. Поскольку уровень доходности и база формирования местных бюджетов у них разная, то и тарифы должны отличаться. Разработка этой методики должна завершиться к апрелю 2019 года. А ее внедрение поможет снизить тарифы для отдельных категорий потребителей - прежде всего жителей сельских территорий и домов частного сектора с печным отоплением - примерно на 15-30%.

Напомню составляющие тарифа:

- транспортировка мусора – 60%

- НДС – 20%

- кассовое обслуживание – 15,7%

- захоронение ТКО – 5%

- плата за негативное воздействие – 2%

- инвестиционная надбавка – 0,3%

Очень важный момент - предоставление льгот на оплату тарифов на вывоз мусора. Если жителю положены льготы на оплату коммунальных услуг, значит, они должны распространяться и на новые «мусорные» тарифы. Но эти льготы носят заявительный характер. Поэтому важно четко информировать жителей о льготах, графике вывоза мусора и в целом не переставать разъяснять людям все, что происходит в рамках экологической реформы.

Еще один аспект

В настоящее время реализация региональной программы не предусматривает финансирования из федерального бюджета, однако, на наш взгляд средства экологического сбора должны быть перераспределены по субъектам РФ и лечь в основу инвестиционных вложений в области обращения с ТКО.

С целью снижения тарифов для населения в этой сфере, думаю, необходимо рассмотреть возможность предоставления льгот по налогу на имущество организаций. И, конечно же, проанализировать договоры управляющих компаний с региональным оператором исходя из фактического образования и вывоза ТКО. Всё это позволит существенно поправить тарифную и нормативную политику и снизит в конечном итоге платежи населения.

Эти и другие важнейшие вопросы остаются на депутатском контроле. Уверен, что совместными усилиями Правительства области, депутатского корпуса и местных органов власти нам удастся разрешить все болевые точки.

Прочитать, пролистать, посмотреть свежий номер в электронном виде можно здесь 

Архив газеты «Опорный край» смотрите на нашем сайте здесь 

Ссылка для блогов