Карта сайта
14 апреля 2019, 10:09

Владимир Терешков: «Финансирование свердловских муниципалитетов увеличится вдвое»

Фото из архива героя публикации
Фото из архива героя публикации
Публикуем статью из свежего номера газеты «Опорный край»

Мы начинаем серию публикаций с председателями комитетов Законодательного Собрания Свердловской области с ключевого комитета – по бюджету, финансам и налогам, который уже 15 лет бессменно возглавляет кандидат экономических наук, депутат от Красноуфимского избирательного округа Владимир Андреевич Терешков.

Владимир Терешков: Финансирование свердловских муниципалитетов увеличится вдвое

Бюджет Свердловской области на 2019 год существенно отличается от прошлогоднего. Радикально изменилось бюджетное и налоговое законодательство, принципы формирования доходов, а у муниципалитетов появились новые возможности пополнения бюджета. О ключевых новшествах – в нашем интервью.

- Владимир Андреевич, в чем главные особенности бюджета Свердловской области в 2019 году?

- В ходе согласительных процедур нам удалось вдвое (по сравнению с 2018 годом) увеличить сумму, заложенную на развитие муниципалитетов: с девяти до 16 миллиардов рублей. При этом мы начинаем 2019 год с беспрецедентно большого объема поддержки из федерального бюджета: 21 миллиард рублей. Подобной «стартовой помощи» в истории нашего региона на моей памяти еще не было.

Главная работа депутатов - отслеживать, чтобы распределение бюджетных средств на реализацию государственных и муниципальных программ было абсолютно правильным, точным. Мы очень серьезно подошли к этому при формировании бюджета на 2019 год.

Основная масса депутатов, принимавших участие в согласительных процедурах – это представители фракции «Единая Россия». В результате нам удалось увеличить объем средств, выделяемых на газификацию в сельской местности. Большая проблема, наконец, будет решена, качество жизни людей повысится. Депутаты-единороссы очень активно отстаивали интересы своих муниципальных образований. Благодаря этому больше средств заложено на строительство новых объектов, развитие территорий.

Это крайне важно, ведь если на текущее содержание и выполнение публичных нормативных обязательств все муниципальные образования обеспечены бюджетными средствами, то на развитие требуется дополнительное финансирование.

Очень много споров было по поводу того что пришлось на 2,8 миллиарда сократить межбюджетные трансферты. Когда начали разбираться в причинах, оказалось, что в некоторых муниципальных образованиях проектно-сметная документация не была приведена в порядок: где-то нет экспертизы, где-то не пройден отбор инвестиционных проектов. Поэтому даже формальных оснований для включения их в софинансирование пока нет.

Но были и муниципалитеты, которые очень настаивали на выделении дополнительных средств и смогли доказать актуальность своих инициатив. В итоге мы вернули их в проект бюджета. Например, 15 муниципальных образований получат дополнительное финансирование на дорожную деятельность. В нескольких муниципалитетах принято решение поддержать строительство очистных сооружений и клубов.

- Можете привести конкретные примеры?

- В некоторых муниципальных образованиях никогда не было Дома культуры. Например, в поселке Дружинино, расположенном в 100 км от Екатеринбурга, население пользовалось объектами соцкультбыта соседнего муниципалитета, что, конечно, неправильно. Поэтому в бюджете на 2019 год мы заложили средства на начало строительства Дома культуры в Дружинино. Это очень значимый для них проект.

Или возьмем Артинский городской округ. 62 населенных пункта, многие до сих пор не газифицированы. А в Центральном рабочем поселке половина котельных были на электроснабжении. Это разорение для местного бюджета! Принято решение помочь им. Четыре котельные в Артинском городском округе уже перевели на газ, в течение 2019-го запланировано перевести и остальные. Это позволит сэкономить бюджетные траты и снизить тарифы для населения.

Многие обращения муниципалитетов касались строительства и реконструкции школ, возрождения яслей. Федеральный бюджет поможет нам и в этом направлении.

Более 16 миллиардов рублей заложено на реконструкцию дорог, строительство мостов. Относительно предыдущих лет это значительная сумма.

Очень большие средства будут вложены в реконструкцию Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Например, последний получит из областного бюджета помощь в размере восьми миллиардов рублей.

Несколько миллиардов рублей будет направлено на строительство в разных муниципальных образованиях спортивных объектов - как шаговой доступности, так и крупных физкультурно-оздоровительных комплексов, бассейнов.

Больше средств будет потрачено на здравоохранение в сельских территориях: в основном речь идет о строительстве фельдшерско-акушерских пунктов. Еще одно направление работы, которое мы усилим на селе: реконструкция или строительство сельских клубов.

Увеличилось количество федеральных программ, в которых Свердловская область принимает активное участие на выгодных условиях долевого софинансирования. На реализацию некоторых из них в Свердловской области федеральный бюджет выделит 93 процента средств и только семь – бюджет региона.

В целом бюджет сформирован очень добротно. На заседаниях комитетов законопроект о бюджете обсуждали очень бурно: средства ограничены, а проблем, которые необходимо решать, много. Поэтому во время согласительных процедур после принятия бюджета в первом чтении мы детально обсуждали каждый пункт: спорили, доказывали, выслушивали областное правительство, а они, в свою очередь, услышали нас. Фракция «Единой России» поддержала законопроект о бюджете единогласно.

- Есть ли сегодня у муниципалитетов возможность изыскивать и собственные дополнительные ресурсы на развитие территорий?

- Сейчас такая возможность появилась. Меняется налоговая база. Территории повышают доходы по-разному. В основном стимулируют развитие малого и среднего бизнеса: создают дополнительные преференции. Или обратимся к налогу на землю: одному из основных доходных источников муниципального образования. У муниципалитетов есть возможность предоставлять определенные льготы по этому налогу. И через это стимулировать появление нового бизнеса, новых рабочих мест.

Мы добавляем в бюджеты муниципалитетов новые источники дохода и тем самым гарантированно обеспечиваем выполнение ими всех публичных нормативных обязательств. Еще несколько лет назад мы не могли этого себе позволить: нам не хватало собственных доходов областного бюджета. Сейчас, повторю, базовые потребности городов и сел обеспечены бюджетным финансированием.

Что касается изменения принципов формирования доходной базы муниципалитетов, - например, значительная часть средств, отчисляемых по НДФЛ, перешла в бюджеты муниципальных образований.

Вдвое увеличена доля отчислений в муниципальные бюджеты от продажи пива. Это неплохое подспорье.

Выросло наполнение Дорожного фонда области и, соответственно, Дорожных фондов муниципальных образований.

Напомню, что мы проводим для муниципалитетов обучающие семинары. Счетная палата области работает солидарно с контрольно-счетными органами муниципальных образований и разъясняет, как эффективнее использовать бюджетные средства.

- Какие трудности с формированием бюджета на 2019 год вы бы отметили?

- Из налогооблагаемой базы исчезло понятие «движимое имущество». Для Свердловской области эти доходы составили бы в 2019 году 7,3 миллиарда рублей. Поскольку эти деньги мы не получим, их необходимо чем-то замещать.

Есть разница в расчетах потенциальной прибыли: в Свердловской области она может оказаться меньше, чем мы заложили в проекте бюджета. В этой части требуется очень серьезный анализ. При этом подавляющему большинству главных распорядителей бюджетных средств (профильных министерств, ответственных за реализацию государственных и муниципальных программ) финансирование будет увеличено на 10-18 процентов, то есть довольно значительно. И несколько крупных проектов на Среднем Урале требуют полной реализации в 2019 году. В этом базовое отличие ситуации с бюджетом в нынешнем году от прошлогодней.

Дефицит бюджета может составить в 2019 году 7,7 миллиарда рублей. Это почти вдвое меньше, чем мы прогнозировали. Но надо понимать, что просто увлекаться чисто техническим снижением дефицита неправильно. Иногда следует удержать дефицит на определенном уровне, но тем самым, за счет заемных средств, решить острые проблемы как на областном уровне, так и того или иного муниципального образования. Поэтому мы немного увеличили дефицит бюджета: с 6,4 до 7,7 миллиарда, чтобы повысить финансирование на реализацию государственных программ.

- Какова ситуация с долгом Свердловской области?

- Госдолг у нас не растет: он остается на том же уровне, на котором был. У нас благоприятная ситуация. Приведу пример: у Тюменской области госдолг сравним с годовым бюджетом. А у нас – 36 процентов от бюджета. Разница налицо.

- Свердловская область по-прежнему входит в число 13 регионов-доноров?

- Слово «доноры» я бы не использовал. Правильнее так: территории, которые попадают в первую группу субъектов Российской Федерации и имеют достаточно доходов на то чтобы покрыть все свои публичные обязательства.

Устойчивая работа предприятий предполагает, что мы будем получать стабильные доходы по налогу на прибыль организаций, а также по упрощенной системе налогообложения. Это позволяет надеяться на определенные доходы областного и консолидированного бюджета в 2019 году.

- В 2018 году свердловская казна приросла на 101 миллиард рублей. Какие прогнозы на 2019 год?

- Точную или даже примерную цифру сейчас никто не назовет, но прогноз оптимистичный. Наши основные налогоплательщики – промышленные предприятия – работают стабильно. Да, их доходы зависят от волатильности рынка, от невыгодного для России сегодня соотношения «рубль-доллар». Но регион нацелен на развитие.

Новая индустриализация заложена во всех наших стратегических документах. Началась реновация металлургического, промышленного производства, в Свердловскую область приходят современные технологии. Это не быстрый процесс и достаточно дорогой. Но это необходимо делать, поэтому у нас работают механизмы помощи и поддержки промышленных предприятий.

Да, средняя зарплата в промышленном секторе Свердловской области отстает от средней по России. Но этот разрыв формировался долгие годы и связан с тем, что у нас более инертная экономика, в ее основе - металлургия и машиностроение, которым очень сложно повышать прибыль. И, прежде всего, требовалась очень серьезная модернизация производства, а уже потом - повышение зарплат. Что, в конечном итоге, и сделано.

- Над какими ключевыми темами работает ваш комитет помимо бюджета?

- Помимо формирования бюджета комитет занимается еще очень большим кругом вопросов. Они касаются деятельности Счетной палаты, межбюджетных трансфертов, бюджетного процесса как законотворчества, определяющего основные принципы работы с бюджетом - как областным, так и муниципальных образований.

Стратегия развития Свердловской области – документ, который тоже проходит через наш комитет. Напомню, что перед правительством области стоит задача в течение первого полугодия 2019 года провести «реконструкцию» Стратегии развития Свердловской области до 2030 года, что повлечет за собой изменения в бюджет, опирающийся на «Пятилетку развития», обозначенную Губернатором Свердловской области и майские Указы Президента Российской Федерации.

Финансовое обеспечение реализации всех 28 государственных программ.

Все, что касается предоставления преференций по налогу на имущество организаций. Патентная система налогообложения, поддержка индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Предоставление льгот отдельным категориям граждан и юридическим лицам. Потребкооперация.

Проблему самозанятости, о которой сейчас активно заговорили на федеральном уровне, мы начали решать еще в 2014 году. Сегодня по уровню внедрения патентной системы налогообложения мы входим в топ трех субъектов РФ.

Я не преувеличу, если скажу, что наш комитет является ключевым для Законодательного Собрания, поскольку он участвует в разработке, согласовании и принятии главного закона Свердловской области – бюджета на основной год и плановый период. В этот закон заложены все национальные проекты, которые определил в 2018 году Президент новым «майским указом». От расчетов и проверок нашего комитета зависит, насколько эффективно и корректно будет потрачены бюджетные средства, какой результат мы получим по итогам реализации той или иной госпрограммы.

Интервью взяла Дарья Кезина

Прочитать, пролистать, посмотреть свежий номер в электронном виде можно здесь 

Архив газеты «Опорный край» смотрите на нашем сайте здесь 

Ссылка для блогов