Карта сайта
12 ноября 2018, 11:21

Александр Высокинский: Екатеринбург проходит трансформацию от промышленного центра к городу инноваций

ER.RU
ER.RU
Публикуем статью из свежего номера газеты «Опорный край»

Мэр Екатеринбурга Александр Геннадьевич Высокинский – о скоростной магистрали «Екатеринбург – Челябинск», транспортно-логистическом комплексе «Седельниково» и перспективах развития Екатеринбурга
в условиях проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2025:

- Екатеринбург является центром одного из самых развитых и богатых федеральных округов России, где проживают 12 миллионов человек, добываются основные объемы нефти и газа, находятся крупнейшие машиностроительные предприятия, являющиеся гордостью Российской Федерации. В настоящее время, благодаря наличию обширных образовательных и научных ресурсов, Екатеринбург проходит трансформацию от роли промышленной и горнодобывающей столицы России, к городу создания и внедрения инноваций и одному из ведущих центров образования и профессионального развития. Если Екатеринбург удостоится чести принять ЭКСПО 2025, выставка придаст мощный импульс этому процессу.

Достижение планируемых результатов невозможно без формирования комплекса системообразующих проектов, реализуемых на территории города и области, и которые должны стать драйверами экономического роста.

В перечень системообразующих включены проекты, которые вовлекают имеющиеся ресурсы города и региона в международные, федеральные и межрегиональные связи. Это создает предпосылки к реализации имеющегося промышленного производственного потенциала. Еще раз повторю, что все инфраструктурные проекты, реализуемые и планируемые к реализации на территории Екатеринбурга, вовлекают в свою орбиту в первую очередь наши промышленные предприятия.

Обозначу несколько таких проектов, необходимость реализации которых отрицать уже сложно, а по некоторым реализация уже начинается.

Первый крупный инфраструктурный проект – это проект строительства Уральской скоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск. В первую очередь стоит отметить, что это не самостоятельный проект, а часть международного проекта «Евразия», который предполагает строительство высокоскоростной пассажирской и грузовой железнодорожной магистрали из Европы в Китай.

Этот проект потребует в том числе координации промышленных предприятий, которые должны обеспечить всеми необходимыми компонентами создаваемую магистраль до Челябинска. Мы планируем, что до 80% потребности в строительных материалах и высокотехнологичном оборудовании будут закрыты нашими промышленными предприятиями.

Все мы прекрасно понимаем, что сам по себе без сопутствующей якорной инфраструктуры этот проект не принесет много пользы региону. Без привязки к существующей транспортной инфраструктуре и строительства транспортно-логистической инфраструктуры регионы, вовлеченные в этот проект, становятся лишь транзитными, по которым, как по трубе, проносятся грузы из Китая в Европу, не создавая экономического эффекта.

Именно поэтому мы реализуем связанный с этим проект создания транспортно-логистического комплекса «Седельниково», где планируется разместить не только железнодорожную инфраструктуру, но и производства, которые будут ей пользоваться.

Сегодня совместно со всеми заинтересованными сторонами ведется работа по инженерному обустройству этого участка, поиск инвесторов. Стоит отметить, что интерес к этому проекту в целях размещения своих объектов проявляет и Министерство обороны РФ.

Наши планы по строительству этого объекта скоординированы со стратегическими планами РЖД, в соответствии с которыми для Свердловской железной дороги определены планы по увеличению погрузки в стратегической перспективе.

Екатеринбург сегодня общепризнанно – один из крупнейших российских центров уже сложившегося агломерационного образования.

Екатеринбургская агломерация является одним из крупнейших элементов опорного агломерационного каркаса Российской Федерации и Свердловской области. Это третья по численности и промышленному потенциалу агломерация в стране после Московской и Санкт-Петербургской.

Благодаря росту промышленного производства и в целом позитивных итогов работы народно-хозяйственного комплекса мы можем строить амбициозные планы и закладывать в бюджет финансирование проектов, о которых ранее и мечтать не могли.

Серьtзные преобразования в Свердловской области и в Екатеринбурге произойдут, если 23 ноября на сессии Генеральной ассамблеи Международного бюро выставок в Париже Екатеринбург будет назван городом, который примет Всемирную выставку «ЭКСПО-2025».

Тема выставки, заявленная Екатеринбургом: «Преобразуя мир: инновации и лучшая жизнь – для будущих поколений».

Площадка под ЭКСПО расположена всего в 5 километрах к западу от центра города Екатеринбурга, на южном берегу Верх-Исетского пруда. Расположение площадки обеспечивает лёгкий доступ к существующей инфраструктуре и городскому транспорту.

В настоящее время площадка состоит в основном из неосвоенных территорий общей площадью 555 га, зарезервированных для государственных нужд.

Участниками ЭКСПО в Екатеринбурге могут стать порядка 140–160 государств, 10 международных организаций и 13 корпоративных участников. Выставку в Екатеринбурге могут посетить более 14 миллионов человек из России и стран зарубежья. Ожидается, что каждый день выставку будут посещать более 200 000 человек.

На отведtнной для Всемирной выставки площадке будут построены жилые кварталы ЭКСПО-Сити площадью 114 гектаров. После окончания выставки здания общей площадью около 1 миллиона квадратных метров будут заселены горожанами, и у нас появится новый микрорайон повышенной комфортности на берегу пруда.

Важным моментом является то, что сформированная для выставки инфраструктура не пропадет. Наследием выставки должна стать площадка, которая бы объединила экспертов самых разных специальностей и областей знаний и стала ключевой точкой экономического развития региона, оставив ощутимый долгосрочный эффект от проведения ЭКСПО.

Часть тематических павильонов превратятся в образовательные центры, а часть предлагается в дальнейшем передать в собственность странам-участницам ЭКСПО, преобразовав их в постоянные деловые и культурные представительства.

Тематические павильоны и прочие объекты ЭКСПО отвечают задаче профессионального развития личности. Для этого на площадке ЭКСПО будут предусмотрены специальные центры раннего развития детей до 10 лет. Это необходимо, чтобы к 10-12 годам ребёнок смог определиться с тем, какое направление профессиональной деятельности ему интересно. В более старшем возрасте дети должны иметь возможность ходить в кружки, творческие студии, секции и другие организации системы дополнительного образования, которые помогут им формироваться как начинающим профессионалам. С целью получения практического опыта часть площадки ЭКСПО планируется выделить для создания технопарков средних и малых предприятий.

Подводя итог, необходимо отметить, что именно от подрастающего поколения зависит успешное проведение ЭКСПО в 2025 году. «Умный город», который будет создан именно следующим поколением, безусловно, сможет стать новым центром развития не только Екатеринбурга, но и Свердловской области.

Необходимо развивать местное производство

Товарооборот Екатеринбурга – около 800 миллиардов рублей в год. Есть только шесть-восемь субъектов РФ, где товарооборот больше, чем в нашем городе. Среди городов-миллионников мы абсолютные лидеры, опережая по этому показателю в полтора раза и более ближайших конкурентов. Но когда мы совместно с министерством промышленности и науки и министерством инвестиций и развития Свердловской области проанализировали, на что население тратит эти 800 миллиардов (речь идет о розничной торговле), возникла интересная картина.

10 миллиардов рублей у екатеринбуржцев уходит на покупку стройматериалов для евроремонта. При этом местных производителей такой продукции всего 3,6 процента. А 97 процентов этого рынка занимают сторонние производители.

Мы тратим в среднем 20 миллиардов рублей на обувь. Сегодня местные производители занимают всего один процент этого рынка. Нужно стремиться охватить хотя бы 40-50 процентов.

Мы тратим 60 миллиардов рублей на одежду. Опять же обидно, что на этом рынке наши производители имеют всего лишь несколько процентов.

300 миллиардов рублей товарооборота приходится на ДВП (древесноволокнистые плиты). Придя домой, обратите внимание на мебель, пол: наверняка это тоже не местное производство. Процентов 50 этого рынка у города тоже быть должно.

Нужно научиться производить качественные товары народного потребления самим.

Прочитать, пролистать, посмотреть свежий номер в электронном виде можно здесь 

Архив газеты «Опорный край» смотрите на нашем сайте здесь 

Ссылка для блогов