Свердловская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Китайские русские на Урале. Публикуем эксклюзивный материал госархива для партийного издания

08 октября 2024, 11:00
Источник фото: ЦДООСО
Статья из газеты «Единая Россия». Опорный край»

  Продолжаем публиковать материалы, подготовленные специально для нашей газеты Управлением архивами и госархивами Свердловской области

  Множество нитей связывают Рос­сию и Китай. Одна из них была сплетена бурями Великой россий­ской революции и последовавшей через четверть века Второй миро­вой войны.

Эта нить свита из судеб людей, которые в равной степени могли на­звать своим домом обе страны. Они говорили на русском языке и были русскими по происхождению, но китайскую культуру знали и ценили не меньше, чем родную российскую.

В Государственном архиве адми­нистративных органов Свердловской области (ГААОСО) хранится архивная коллекция документов членов Свердловского отделения общественной организации ассоциации «Харбин». Она состоит из материалов, передан­ных в архив членами ассоциации. Теми, кто родился в Китае и после окончания Второй мировой войны вернулся на историческую Родину. Однако эти люди держались вместе не только на чужбине. По возвра­щении в Россию они не теряли свя­зи, оставаясь своего рода закрытым клубом, доступным только для тех, кто прошел схожий жизненный путь.

Русская община в Китае

Как вообще в Китае возникла рус­скоязычная община? Причина – строительство Китайско-Восточной же­лезной дороги (КВЖД).

Крупный инфраструктурный про­ект был реализован еще в 1897-1903 годы. Железная дорога проходила по территории северо-восточного Китая, соединяя Забайкалье и Дальний Вос­ток. Так началось масштабное освоение Тихоокеанского побережья, принад­лежавшего России. Мощный импульс для развития получил город-порт Вла­дивосток. Для Китая главной выгодой от строительства стало включение его северо-восточных территорий, известных как Маньчжурия, в между­народные экономические процессы.

Проект был совместным. Для его осуществления был создан Русско-Китайский банк. Финансирование глав­ным образом осуществляла россий­ская сторона. Китай, в свою очередь, отдавал в аренду земли на выгодных для России условиях и предоставлял налоговые льготы. На строительство широко привлекались китайские под­данные – но в основном на работы, не требующие квалификации. Весь управленческий аппарат, а также же­лезнодорожные рабочие и служащие прибыли на КВЖД из разных уголков Российской империи. Вместе с ними переселялись семьи.

В самом начале сооружения желез­ной дороги по предложению русско­го инженера Адама Шидловского на берегу реки Сунгари было определе­но место для строительства админи­стративного центра КВЖД. Это город Харбин. Еще одним местом, где про­живала русская община, стал международный деловой центр Азии – океанский порт Шанхай.

После революционных событий 1917 года и начала Гражданской во­йны в Маньчжурию хлынул поток бе­женцев из России. Многие из них не приняли советскую власть и остались в Китае на постоянное жительство. Эти люди, бывшие плоть от плоти русской культуры, пережили вместе с Китаем все испытания, выпавшие на долю страны: и междоусобицы китайских генералов, и приход к власти правительства Гоминьдана, и японскую оккупацию Маньчжурии, и события Второй мировой войны, и победу коммунистического прави­тельства Мао Цзэдуна.

Русские в Китае продолжали жить, трудится, растить и воспитывать сво­их детей. Русская община имела собственные культурные и учебные заведения, свое административное управление и издательства. С начала XX века за Харбином закрепился лозунг: «Харбин – русский город». Бывшие подданные Российской Империи поддерживали самые тесные контакты и с местным населением, и с многочисленными представителями других стран, проживавшими в Харбине, Шан­хае и других крупных городах. В 1920-30-х годах XX века на тер­ритории Китая проживало около 250 тысяч выходцев из Россий­ской империи и их детей.

Положение русскоязычной общи­ны резко поменялось в 1945 году после поражения милитаристской Японии. В августе в Харбин и дру­гие населенные пункты Маньчжу­рии вошла Крас­ная армия, выбив оттуда японские части. Началась активная агита­ция среди быв­ших россиян за возвращение на Родину. Одновре­менно начались аресты тех, кого подозревали в ан­тисоветской деятельности. Было восстановлено со­вместное управ­ление КВЖД, переименован­ной в Китайскую Чаньчуньскую железную доро­гу (КЧЖД). Мно­гие ее сотрудники, продолжая жить в Китае, получили и советское гражданство.

В 1949 году коммунистическая ар­мия Мао Цзэдуна, которая пользова­лась поддержкой Советского Союза, одержала верх во внутренней Граж­данской войне. Было провозглашено новое коммунистическое государство – Китайская Народная Республика. СССР стал первой страной, признав­шей КНР. Между государствами сра­зу установились тесные связи, что стимулировало отъезд бывших под­данных старой России и их детей в Советский Союз.

Один из первых…

Одним из первых членов правления ассоциации «Харбин» в Свердловске стал Александр Огорелков. Его судьба во многом типична для рус­ских реэмигран­тов. Отец Алексан­дра прибыл в Мань­чжурию, будучи солдатом: в 1913 году крестьянин То­больской губернии Тимофей Огорел­ков в 22 года был призван в Русскую императорскую армию. Он попал слу­жить в Отдельный корпус погранич­ной стражи, занимавшийся охраной рубежей Российской империи. В том числе – полосы КВЖД.

В метрической книге войсковой Иверской церкови города Харбин имеется запись от 26 мая 1917 года о том, что рядовой 6-й роты 4-го По­граничного Заамурского пехотного полка Тимофей Огорелков женился на 19-летней крестьянке Воронежской губернии Пелагее Куцевой. В октя­бре 1920 года у пары родился маль­чик, которого назвали Александром в честь священномученика Алексан­дра Солунского. После увольнения со службы и до своей смерти в 1931 году Тимофей Огорелков работал слесарем в центральном депо КВЖД.

Его сын также проявил интерес к тех­нике. После школы, которую Александр окончил в 1938 году, он поступил на автотракторные курсы. Затем работал ретушером в фотосалоне и монтером в строительной конторе. В 1945 году японские оккупационные власти поме­стили Александра в лагерь, но вскоре его освободили части Красной армии.

Во время переходного периода в Маньчжурии, когда шла капитуляция Квантунской армии, он принимал ак­тивное участие в вооруженных отря­дах самообороны, поддерживавших порядок на освобожденной террито­рии, за что позже удостоился медали «За победу над Японией». В 1946- 1952 годы учился в Харбинском по­литехническом институте и работал на инженерных должностях на раз­личных предприятиях.

23 августа 1954 года Александр Огорелков выехал в Советский Союз. Высококвалифицированный опытный инженер без труда нашел здесь рабо­ту. Более того, различные организа­ции Урала, Сибири и Дальнего Востока старались переманить специалиста к себе. В 1960-е годы он руководил группой в Свердловском институте «Теплоэнергопроект» и занимался конструированием оборудования для уральских ГРЭС и ТЭЦ.

Екатеринбуржцы могут благода­рить Александра Огорелкова за труды каждый раз, когда включают в квар­тире свет. Хотя главным содержанием работы «Теплоэнергопроекта» было проектирование систем энергоснаб­жения для крупных промышленных предприятий Свердловской области – в первую очередь оборонных. В наши дни трудовое наследие Александра Огорелкова и его коллег приобрета­ет особое значение.

О других необычных реэмигрантах из Китая, оставшихся на постоянное место жительство в Свердловской области, продолжим рассказывать в следующем выпуске.

Иван Клюс – главный архео­граф отдела научно-справочного аппарата, использования и публи­кации архивных документов Го­сударственного архива админи­стративных органов Свердловской области – специально для газеты «Единая Россия». Опорный край»

 

Прочитать свежий номер можно здесь.

Архив номеров – здесь.

Общественная приемная