Китайские русские на Урале. Публикуем эксклюзивный материал госархива для партийного издания
Продолжаем публиковать материалы, подготовленные специально для нашей газеты Управлением архивами и госархивами Свердловской области
Множество нитей связывают Россию и Китай. Одна из них была сплетена бурями Великой российской революции и последовавшей через четверть века Второй мировой войны.
Эта нить свита из судеб людей, которые в равной степени могли назвать своим домом обе страны. Они говорили на русском языке и были русскими по происхождению, но китайскую культуру знали и ценили не меньше, чем родную российскую.
В Государственном архиве административных органов Свердловской области (ГААОСО) хранится архивная коллекция документов членов Свердловского отделения общественной организации ассоциации «Харбин». Она состоит из материалов, переданных в архив членами ассоциации. Теми, кто родился в Китае и после окончания Второй мировой войны вернулся на историческую Родину. Однако эти люди держались вместе не только на чужбине. По возвращении в Россию они не теряли связи, оставаясь своего рода закрытым клубом, доступным только для тех, кто прошел схожий жизненный путь.
Русская община в Китае
Как вообще в Китае возникла русскоязычная община? Причина – строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
Крупный инфраструктурный проект был реализован еще в 1897-1903 годы. Железная дорога проходила по территории северо-восточного Китая, соединяя Забайкалье и Дальний Восток. Так началось масштабное освоение Тихоокеанского побережья, принадлежавшего России. Мощный импульс для развития получил город-порт Владивосток. Для Китая главной выгодой от строительства стало включение его северо-восточных территорий, известных как Маньчжурия, в международные экономические процессы.
Проект был совместным. Для его осуществления был создан Русско-Китайский банк. Финансирование главным образом осуществляла российская сторона. Китай, в свою очередь, отдавал в аренду земли на выгодных для России условиях и предоставлял налоговые льготы. На строительство широко привлекались китайские подданные – но в основном на работы, не требующие квалификации. Весь управленческий аппарат, а также железнодорожные рабочие и служащие прибыли на КВЖД из разных уголков Российской империи. Вместе с ними переселялись семьи.
В самом начале сооружения железной дороги по предложению русского инженера Адама Шидловского на берегу реки Сунгари было определено место для строительства административного центра КВЖД. Это город Харбин. Еще одним местом, где проживала русская община, стал международный деловой центр Азии – океанский порт Шанхай.
После революционных событий 1917 года и начала Гражданской войны в Маньчжурию хлынул поток беженцев из России. Многие из них не приняли советскую власть и остались в Китае на постоянное жительство. Эти люди, бывшие плоть от плоти русской культуры, пережили вместе с Китаем все испытания, выпавшие на долю страны: и междоусобицы китайских генералов, и приход к власти правительства Гоминьдана, и японскую оккупацию Маньчжурии, и события Второй мировой войны, и победу коммунистического правительства Мао Цзэдуна.
Русские в Китае продолжали жить, трудится, растить и воспитывать своих детей. Русская община имела собственные культурные и учебные заведения, свое административное управление и издательства. С начала XX века за Харбином закрепился лозунг: «Харбин – русский город». Бывшие подданные Российской Империи поддерживали самые тесные контакты и с местным населением, и с многочисленными представителями других стран, проживавшими в Харбине, Шанхае и других крупных городах. В 1920-30-х годах XX века на территории Китая проживало около 250 тысяч выходцев из Российской империи и их детей.
Положение русскоязычной общины резко поменялось в 1945 году после поражения милитаристской Японии. В августе в Харбин и другие населенные пункты Маньчжурии вошла Красная армия, выбив оттуда японские части. Началась активная агитация среди бывших россиян за возвращение на Родину. Одновременно начались аресты тех, кого подозревали в антисоветской деятельности. Было восстановлено совместное управление КВЖД, переименованной в Китайскую Чаньчуньскую железную дорогу (КЧЖД). Многие ее сотрудники, продолжая жить в Китае, получили и советское гражданство.
В 1949 году коммунистическая армия Мао Цзэдуна, которая пользовалась поддержкой Советского Союза, одержала верх во внутренней Гражданской войне. Было провозглашено новое коммунистическое государство – Китайская Народная Республика. СССР стал первой страной, признавшей КНР. Между государствами сразу установились тесные связи, что стимулировало отъезд бывших подданных старой России и их детей в Советский Союз.
Один из первых…
Одним из первых членов правления ассоциации «Харбин» в Свердловске стал Александр Огорелков. Его судьба во многом типична для русских реэмигрантов. Отец Александра прибыл в Маньчжурию, будучи солдатом: в 1913 году крестьянин Тобольской губернии Тимофей Огорелков в 22 года был призван в Русскую императорскую армию. Он попал служить в Отдельный корпус пограничной стражи, занимавшийся охраной рубежей Российской империи. В том числе – полосы КВЖД.
В метрической книге войсковой Иверской церкови города Харбин имеется запись от 26 мая 1917 года о том, что рядовой 6-й роты 4-го Пограничного Заамурского пехотного полка Тимофей Огорелков женился на 19-летней крестьянке Воронежской губернии Пелагее Куцевой. В октябре 1920 года у пары родился мальчик, которого назвали Александром в честь священномученика Александра Солунского. После увольнения со службы и до своей смерти в 1931 году Тимофей Огорелков работал слесарем в центральном депо КВЖД.
Его сын также проявил интерес к технике. После школы, которую Александр окончил в 1938 году, он поступил на автотракторные курсы. Затем работал ретушером в фотосалоне и монтером в строительной конторе. В 1945 году японские оккупационные власти поместили Александра в лагерь, но вскоре его освободили части Красной армии.
Во время переходного периода в Маньчжурии, когда шла капитуляция Квантунской армии, он принимал активное участие в вооруженных отрядах самообороны, поддерживавших порядок на освобожденной территории, за что позже удостоился медали «За победу над Японией». В 1946- 1952 годы учился в Харбинском политехническом институте и работал на инженерных должностях на различных предприятиях.
23 августа 1954 года Александр Огорелков выехал в Советский Союз. Высококвалифицированный опытный инженер без труда нашел здесь работу. Более того, различные организации Урала, Сибири и Дальнего Востока старались переманить специалиста к себе. В 1960-е годы он руководил группой в Свердловском институте «Теплоэнергопроект» и занимался конструированием оборудования для уральских ГРЭС и ТЭЦ.
Екатеринбуржцы могут благодарить Александра Огорелкова за труды каждый раз, когда включают в квартире свет. Хотя главным содержанием работы «Теплоэнергопроекта» было проектирование систем энергоснабжения для крупных промышленных предприятий Свердловской области – в первую очередь оборонных. В наши дни трудовое наследие Александра Огорелкова и его коллег приобретает особое значение.
О других необычных реэмигрантах из Китая, оставшихся на постоянное место жительство в Свердловской области, продолжим рассказывать в следующем выпуске.
Иван Клюс – главный археограф отдела научно-справочного аппарата, использования и публикации архивных документов Государственного архива административных органов Свердловской области – специально для газеты «Единая Россия». Опорный край»
Прочитать свежий номер можно здесь.
Архив номеров – здесь.